Точки, завитки, штрихи с точки зрения эксперта-почерковеда



Почерк - система привычных для конкретного человека движений, основанная на письменно-двигательном навыке. Этот навык человек приобретает постепенно, в процессе обучения письму и взрослению. И письмо человека постепенно формируется, приобретая характерные только для него признаки. Их тщательно выявляет и исследует эксперт-почерковед.  
 
Исследование базируется на свойствах почерка, а именно:

  • его индивидуальности - исключительности набора почерковых признаков лица;
  • относительной устойчивости - способности почерка сохранять индивидуальность в различных условиях. 

Для идентификации исполнителя рукописи, записи, подписи только знаний о свойствах почерка недостаточно. Почерковед должен выявить существенные почерковые признаки - общие и частные.
 

Что в почерке тебе моём?

Общие признаки

Общие признаки характеризуют почерк человека в целом. Выделяют:
 
1. Топографические признаки – говорят о том, как человек размещает различные элементы текста на пространстве листа.  Они проявляются даже при намеренном изменении почерка и тем самым дают возможность идентифицировать настоящего исполнителя текста. Для их обнаружения эксперту требуются образцы объемом не менее 0,5-1 страницы.
К ним относятся:

  • способ размещения отдельных фрагментов текста (заголовки, обращения, дата, подпись и др.);
  • поля, их расположение, размер и форма;
  • размер красной строки;
  • размер интервалов между строками и словами;
  • направление и форма линий письма относительно линовки и горизонтальных срезов листа бумаги;
  • размещение движений при выполнении знаков препинания и знаков переноса.

2. Степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка - позволяют оценить, насколько хорошо человек владеет техникой письма и насколько сложны его движения. К ним относятся:
1) Выработанность почерка – характеризует, насколько хорошо пишущий пользуется общепринятой системой письма. В соответствии с этим выделяют:

  • Маловыработанный почерк – система движений не сформирована: низкая координация и медленный темп. Свойственен для учеников 1-4 классов и людям, которые рано прекратили обучение письму и редко пишут.
  • Средневыработанный почерк - система движений не до конца сформирована: средняя координация и темп движений. Характерна для учеников средней школы и людям, у которых нет большой письменной практики.
  • Высоковыработанный почерк - быстрый темп и высокая координация движений. Им обладают люди, профессия которых связана с активной и постоянной письменной практикой - педагоги, врачи и т.д.

2) Конструктивная сложность почерка - позволяет судить о его построении в целом. Различают:

  • Простой почерк - система движений соответствует стандартам прописи. Приспособлен к быстрому темпу. Четкий и легкочитаемый.
  • Упрощенный почерк - система движений упрощена, их количество снижено. Наиболее приспособлен к быстрому темпу. Нечеткий и трудночитаемый. Присущ людям, которые пишут много и быстро - учителям, врачам, писателям, студентам и др.
  • Усложненный почерк - система движений усложнена, их количество превышено. Отмечается украшательство конструкций знаков дополнительными элементами. Не используется для быстрого темпа письма.

3. Характеристика структуры движений по траектории - позволяют эксперту оценить соответствие параметров движений нормам прописи. К ним относятся:

  • превалирующая форма и направление движений;
  • наклон;
  • размер и разгон почерка;
  • степень связности (непрерывности) движений;
  • нажим. 

Частные признаки

Даже если эксперт установил значительное число общих признаков почерка, этого недостаточно для идентификации исполнителя.  Поэтому необходимо выявить еще и частные признаки.
 
Частные признаки проявляются в том, как человек выполняет и связывает штрихи при письме. К ним относятся следующие признаки движений:

  1. сложность;
  2. форма;
  3. направление;
  4. протяженность;
  5. степень связности (непрерывности);
  6. количество;
  7. последовательность;
  8. относительное размещение в отношении точек начала и конца, точек соединения и размещения движений. 

Критериями для выявления частных признаков также выступают нормы прописи. Данные признаки дают представление об индивидуальной, присущей конкретному человеку системе движений, что и позволяет эксперту идентифицировать исполнителя рукописного текста.

Методические требования к анализу почерковых признаков

 
При анализе общих и частных признаков эксперт должен придерживаться ряда методических требований:

  • исследовать объекты в определенном порядке (если имеется одна спорная рукопись и сравнительные образцы почерка нескольких проверяемых лиц, то анализ проводят по спорной рукописи; если несколько спорных рукописей и образцов почерка одного проверяемого лица - по сравнительным образцам);
  • выявлять признаки в строго установленном порядке - от общих к частным.  

Для фиксации признаков эксперт использует таблицы-разработки. Их составление является трудоемким процессом, требующим высокой внимательности. Они позволяют наглядно продемонстрировать важную информацию о почерке, оценить степень устойчивости и вариационность признаков, сравнить их на всех образцах и определить, какие из них являются существенными.
 
Набор существенных признаков, на основании которых эксперт сможет дать категорический вывод, в каждом случае индивидуален. Для одного почерка это будет своя совокупность признаков, для другого - иная. Все зависит от конкретных объектов исследования - их объема, количества, особенностей.  

В качестве вывода:

  • при исследовании почерка эксперт выявляет его общие и частные признаки;
  • сделать идентификационный вывод об исполнителе возможно только имея совокупность общих и частных признаков;
  • анализ признаков происходит в строго установленной последовательности;
  • для идентификации исполнителя спорной рукописи эксперт выявляет совокупность существенных признаков, которая будет индивидуальна для каждого почерка.

Специалист ФНЭ 
 

Свиридов А. Н. - редактор сайта
Редактор и копирайтер сайта ООО «ФНЭ» (с 2020 года).
Журналист, копирайтер, высшее образование (филология). Дополнительное образование – эксперт-лингвист. Общий стаж профессиональной деятельности – более 10 лет. Основное направление – работа в различных СМИ, подготовка новостных и аналитических материалов на тему общества, право и суды, экспертиза.
Наши консультанты всегда
рады помочь вам
Задайте вопрос эксперту прямо сейчас
Нажимая кнопку "Отправить", я даю своё согласие на обработку персональных
данных в соответствии с законом ФЗ-152 О персональных данных.