Почерк - система привычных для конкретного человека движений, основанная на письменно-двигательном навыке. Этот навык человек приобретает постепенно, в процессе обучения письму и взрослению. И письмо человека постепенно формируется, приобретая характерные только для него признаки. Их тщательно выявляет и исследует эксперт-почерковед.
Исследование базируется на свойствах почерка, а именно:
- его индивидуальности - исключительности набора почерковых признаков лица;
- относительной устойчивости - способности почерка сохранять индивидуальность в различных условиях.
Для идентификации исполнителя рукописи, записи, подписи только знаний о свойствах почерка недостаточно. Почерковед должен выявить существенные почерковые признаки - общие и частные.
Что в почерке тебе моём?
Общие признаки
Общие признаки характеризуют почерк человека в целом. Выделяют:
1. Топографические признаки – говорят о том, как человек размещает различные элементы текста на пространстве листа. Они проявляются даже при намеренном изменении почерка и тем самым дают возможность идентифицировать настоящего исполнителя текста. Для их обнаружения эксперту требуются образцы объемом не менее 0,5-1 страницы.
К ним относятся:
- способ размещения отдельных фрагментов текста (заголовки, обращения, дата, подпись и др.);
- поля, их расположение, размер и форма;
- размер красной строки;
- размер интервалов между строками и словами;
- направление и форма линий письма относительно линовки и горизонтальных срезов листа бумаги;
- размещение движений при выполнении знаков препинания и знаков переноса.
2. Степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка - позволяют оценить, насколько хорошо человек владеет техникой письма и насколько сложны его движения. К ним относятся:
1) Выработанность почерка – характеризует, насколько хорошо пишущий пользуется общепринятой системой письма. В соответствии с этим выделяют:
- Маловыработанный почерк – система движений не сформирована: низкая координация и медленный темп. Свойственен для учеников 1-4 классов и людям, которые рано прекратили обучение письму и редко пишут.
- Средневыработанный почерк - система движений не до конца сформирована: средняя координация и темп движений. Характерна для учеников средней школы и людям, у которых нет большой письменной практики.
- Высоковыработанный почерк - быстрый темп и высокая координация движений. Им обладают люди, профессия которых связана с активной и постоянной письменной практикой - педагоги, врачи и т.д.
2) Конструктивная сложность почерка - позволяет судить о его построении в целом. Различают:
- Простой почерк - система движений соответствует стандартам прописи. Приспособлен к быстрому темпу. Четкий и легкочитаемый.
- Упрощенный почерк - система движений упрощена, их количество снижено. Наиболее приспособлен к быстрому темпу. Нечеткий и трудночитаемый. Присущ людям, которые пишут много и быстро - учителям, врачам, писателям, студентам и др.
- Усложненный почерк - система движений усложнена, их количество превышено. Отмечается украшательство конструкций знаков дополнительными элементами. Не используется для быстрого темпа письма.
3. Характеристика структуры движений по траектории - позволяют эксперту оценить соответствие параметров движений нормам прописи. К ним относятся:
- превалирующая форма и направление движений;
- наклон;
- размер и разгон почерка;
- степень связности (непрерывности) движений;
- нажим.
Частные признаки
Даже если эксперт установил значительное число общих признаков почерка, этого недостаточно для идентификации исполнителя. Поэтому необходимо выявить еще и частные признаки.
Частные признаки проявляются в том, как человек выполняет и связывает штрихи при письме. К ним относятся следующие признаки движений:
- сложность;
- форма;
- направление;
- протяженность;
- степень связности (непрерывности);
- количество;
- последовательность;
- относительное размещение в отношении точек начала и конца, точек соединения и размещения движений.
Критериями для выявления частных признаков также выступают нормы прописи. Данные признаки дают представление об индивидуальной, присущей конкретному человеку системе движений, что и позволяет эксперту идентифицировать исполнителя рукописного текста.
Методические требования к анализу почерковых признаков
При анализе общих и частных признаков эксперт должен придерживаться ряда методических требований:
- исследовать объекты в определенном порядке (если имеется одна спорная рукопись и сравнительные образцы почерка нескольких проверяемых лиц, то анализ проводят по спорной рукописи; если несколько спорных рукописей и образцов почерка одного проверяемого лица - по сравнительным образцам);
- выявлять признаки в строго установленном порядке - от общих к частным.
Для фиксации признаков эксперт использует таблицы-разработки. Их составление является трудоемким процессом, требующим высокой внимательности. Они позволяют наглядно продемонстрировать важную информацию о почерке, оценить степень устойчивости и вариационность признаков, сравнить их на всех образцах и определить, какие из них являются существенными.
Набор существенных признаков, на основании которых эксперт сможет дать категорический вывод, в каждом случае индивидуален. Для одного почерка это будет своя совокупность признаков, для другого - иная. Все зависит от конкретных объектов исследования - их объема, количества, особенностей.
В качестве вывода:
- при исследовании почерка эксперт выявляет его общие и частные признаки;
- сделать идентификационный вывод об исполнителе возможно только имея совокупность общих и частных признаков;
- анализ признаков происходит в строго установленной последовательности;
- для идентификации исполнителя спорной рукописи эксперт выявляет совокупность существенных признаков, которая будет индивидуальна для каждого почерка.
Специалист ФНЭ