В Государственную Думу РФ в ноябре 2021 г. внесены предложения обязать граждан иметь QR-код для посещения любых общественных мест и для использования железнодорожного транспорта и самолётов.
QR-код (от английского Quick Response, в переводе «быстрый ответ») изначально был задуман для быстрого считывания и расшифровки информации фотокамерами мобильных телефонов, поскольку в таком виде компьютер (считай – мобильный телефон) может практически мгновенно «проглотить» большой объём данных и раскрыть его для пользователя в удобном для чтения и просмотра виде. QR-код был разработан в Японии в середине 90-х годов компанией Denso. Удобство такого формата считывания информации было по достоинству оценено пользователями в эпоху массового распространения смартфонов, поскольку для получения информации достаточно навести камеру телефона на сам код, при этом неважно, читает ли камера код под прямым углом или под наклоном, - QR-код считается в любом случае.
В эпоху пандемии государственные органы разных стран стали широко использовать расшифровку информации о прохождении вакцинации от COVID-19 в целях предотвращения развития болезни.
Так, одним из первых первопроходцев в использовании соответствующей технологии для косвенной борьбы с пандемией стал Китай, где данный способ шифровки и обработки информации был внедрён в мобильные приложения. Органы власти, уполномоченные на борьбу с пандемией, моментально получали информацию о контактах неинфицированных людей с теми, у кого коронавирус, посещениях ими закрытых населённых пунктов как очагов заболевания и соблюдении условий карантина. Во Франции QR-коды заменили бумажные документы, разрешавшие покидать место самоизоляции. Подобные правила были введены в Финляндии, Израиле, Австралии, США, Канаде, Великобритании, Нидерландах, Италии, Южной Корее и других странах.
Весной 2020 г. QR-коды стали активно использоваться в России. Они стали обязательными в Москве при поездке на транспорте, при работе в организациях, которые осуществляли свою деятельность в «локдауне», при необходимости посещения лечебных учреждений и т.д. Достоинством такого механизма стало минимизация человеческого вмешательства, поскольку шифровая комбинация, привязывалась к транспортным картам или номерам личного автомобиля, и без такого кода просто невозможно было пользоваться, например, метро, а владелец автомобиля получал солидный штраф.
В настоящее время QR-коды используются во всей стране как отдельный элемент сертификата для вакцированных граждан, а также тех, кто перенёс заболевание COVID-19 в последние 6 месяцев. Осень 2021 г. показала, что применению QR-кодов ещё нет предела, они эффективно позволяют проверять информацию с сайта государственных услуг о действительности сертификата, паспортных данных лица и т.п. При этом во многих регионах страны применение QR-кодов расценивается как постоянная мера до прекращения пандемии.
В таких условиях возникают вопросы об ответственности за подделку или использование поддельных QR-кодов. Обратимся к содержанию российских законов, которые регулируют соответствующий вопрос.
Если говорить об административной ответственности, здесь применима статья 19.23, которая даёт возможность наказать тех, кто подделывает документы, дающие право или освобождающие от обязанностей.
В данной связи нужно понимать ряд моментов.
Штрафные санкции по КоАП составляют от 30 000 р. до 100 000 р., причём предметы, при помощи которых правонарушение было совершено, будут конфискованы (например, компьютеры, мобильные телефоны и проч.).
Безусловно, случаев административной ответственности, учитывая формулировки указанной статьи и сложности выявления соответствующих действий, которые, при этом, должны носить умышленный характер, со стороны юридических лиц, будет не много. И в данной связи более серьёзной будет постановка вопроса о привлечении непосредственных изготовителей и/или распространителей фейковых QR-кодов, являющихся физическими лицами, уже к уголовной ответственности. Равно как и «потребителей» соответствующего продукта. В данной связи более предметным будет разговор о совершении преступлений при незаконных манипуляциях с QR-кодами.
С одной стороны, возникает вопрос о преступлениях, совершаемых работниками системы здравоохранения и иных лиц, «причастных» к возможности получения QR-кода. С другой стороны, речь может идти об изготовлении и распространении шифров лицами, не относящимися к системе здравоохранения. Также отдельно можно ставить вопрос об уголовной ответственности тех, кто приобретает и использует QR-код для получения права посещения тех или иных мест и мероприятий, куда вход без кода запрещён.
Возможностей у представителей системы правоохранительных органов достаточно много. Применение конкретного состава или совокупности составов преступлений будет зависеть от конкретных обстоятельств дела. Не стоит забывать и возможности одновременного применения нескольких статей Уголовного кодекса РФ в одной ситуации.
В каком-то случае будет применяться ст. 160 УК РФ «Присвоение или растрата», т.е. хищение чужого имущества, вверенного виновному, - в отношении работников системы здравоохранения, имитирующих за вознаграждение прохождение другим лицом вакцинации путём уничтожения дозы вакцины вместо инъекции. Вакцина обладает стоимостным выражением, её покупают у производителей, а врач распоряжается фактически чужим имуществом, выливая содержимое ампулы в умывальник.
В каком-то случае это будет ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями», когда должностное лицо (определение данной категории имеется в судебной практике) использует свои служебные полномочия вопреки установленному порядку в корыстных целях или исходя из иной личной заинтересованности, предоставляя фейковый QR-код за плату или за иные преференции.
В новостных ресурсах также используются угрозы применения в отношении нарушения установленного порядка получения QR-кодов статьи 236 УК РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических правил. По нормам уголовного законодательства ответственность возникнет, если нарушение таких правил привело по неосторожности к массовому заболеванию или создало угрозу возникновения такой ситуации. Возникает лишь вопрос о том, как доказать, что продажа QR-кода или его покупка привели к «массовому заболеванию», поскольку для этого нужны данные статистики, причём применительно к конкретным фамилиям лиц, попавших под такое заболевание.
Также во многих СМИ указывается, что за продажу заведомо недействительных QR-кодов может наступить ответственность и по ст. 159 УК РФ – мошенничество, т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана. Как правило, применение данной статьи возможно, если купленный у мошенников QR-код не действует, поскольку в электронных базах данных не числится. Однако обязательным условием применения данной нормы является причинение ущерба потерпевшему, т.е. он не должен понимать в момент совершения преступления, что в отношении него совершаются преступные действия, что его обманывают или пользуются его доверием. Лицо же, покупающее такой QR-код, прекрасно осознаёт, что оно нарушает установленный порядок получения кода, и, следовательно, привлечение к уголовной ответственности изготовителей и продавцов фейковых QR-кодов по ст. 159 УК РФ здесь маловероятно.
Наиболее вероятным исходом может стать привлечение к уголовной ответственности по статье 327 УК РФ. Речь здесь идёт как о подделке, так и распространении (включая приобретение) QR-кодов в нарушение установленного порядка их получения.
Применение данной нормы к подделке QR-кодов возможно, учитывая, что в судебной практике (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2020 г. № 43) электронные документы относятся к официальным документам. QR-код, будучи составленным в электронном виде, относится к электронным документам. При этом он обладает соответствующими признаками официального документа: он генерируется органами власти на портале государственных услуг в установленном порядке, удостоверяет факты вакцинации, перенесённого заболевания, медицинского отвода, предоставляет права доступа в «запрещённые» для лиц без данного кода места.
По статье 327 УК РФ за изготовление и сбыт поддельного QR-кода может наступить уголовная ответственность:
За использование поддельного QR-кода также может наступить уголовная ответственность по ст. 327 УК РФ:
В последнее время прослеживается тенденция перехода органов правопорядка в квалификации фактов приобретения и использования гражданами фейковых QR-кодов от более мягкой части 5 статьи 327 УК РФ до более суровой части 3 статьи 327 УК РФ. При этом на законодательном уровне прямо обсуждается вопрос о внесении в формулировку части 3 указанной статьи словосочетаний «QR-код» (в контексте противоэпидемиологических мероприятий, конечно же).
Возможно наказание лица, купившего поддельный QR-код, даже за сам факт покупки, без факта использования его для получения доступа в то или иное место. Соответствующая ответственность предусмотрена ст. 324 УК РФ: незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (наказание, в том числе, в виде исправительных работ на срок до одного года, либо ареста на срок до трех месяцев).
Как известно, «голь на выдумки хитра». И манипуляций с QR-кодами, в том числе преступных, мы увидим ещё много. Здесь много работы для правоохранителей, поскольку применение разных составов Уголовного кодекса РФ зависит от конкретных обстоятельств (и соответствующих квалифицирующих признаков). В любом случае, каким должен быть наиболее эффективный механизм ответственности за нарушение установленных правил создания и использования QR-кодов – покажет время. Но ждать от органов государственной власти послаблений в данной связи – явно преждевременно.
Автор: к.ю.н. Кузнецов Е.